Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
Детский сад № 5 располагается в 3 корпусах и является самым большим детским садом в Ярославской области.
1 корпус детского сада построен по типовому проекту и сдан в эксплуатацию 1 сентября 1939 году. В январе 2000 года дошкольное учреждение передано в муниципальную собственность с баланса ОАО «Рыбинские моторы». 2 корпус построен по типовому проекту и сдан в эксплуатацию в 1935 году. 3 корпус детского сада был сдан в эксплуатацию 2 декабря 2013 г. и является пристройкой к 2 корпусу.
Детский сад расположен внутри квартала. Экологическая обстановка удовлетворительная. Территория детского сада хорошо благоустроена: большое количество зелёных насаждений, разнообразные породы деревьев, кустарников, разбиты цветники, газоны, зелёные лужайки, физкультурная площадка. Каждая возрастная группа имеет участок для проведения прогулок, оборудованный верандами. На участках есть постройки для организации и проведения сюжетных и творческих игр, для занятий физическими упражнениями.
Детский сад расположен в 2-х этажных кирпичных зданиях, имеет все виды благоустройства: водопровод, канализацию, центральное отопление. Учреждение постоянно работает над укреплением материально-технической базы: по мере износа заменяется сантехника, проводится остекление, ремонтируется кровля. Косметический ремонт помещений делается ежегодно.
В настоящее время в образовательном учреждении функционирует 17 групп. Оформление и интерьер групп приближены к домашним условиям, способствуют эмоциональному благополучию детей и взрослых.
Все помещения детского сада оборудованы в соответствии с их функциональным назначением и соблюдением санитарно-гигиенических требований:
Медицинский блок
Состоит из комнаты старшей медицинской сестры, изолятора на одну койку, процедурного кабинета, комнаты оксигенотерапии. Оборудование: ростомер, весы, кушетка для осмотра детей, кушетка для массажа, холодильник, шкаф для хранения медикаментов, кварцевые лампы, лампа Саллюкс. Медсестра контролирует выполнение санэпидрежима, карантинных мероприятий, проводит профилактическую работу с детьми. Ведется постоянный контроль за освещением, воздушным и питьевым режимом в детском саду, за питанием, за соответствием размера мебели росту детей, за проведением оздоровительных мероприятий.
В детском саду соблюдается санитарно-гигиенический режим. Ведется постоянный контроль за выполнением графика генеральных уборок и соблюдением санитарно-гигиенических норм на группах, наличием моющих средств для мытья посуды, стирки белья и спецодежды.
Пищеблок
Два цеха для приготовления пищи. Один для обработки сырой продукции: оборудовано ванной, столом, раковиной, электромясорубкой, холодильным шкафом. Второй: для вареной продукции, оборудован электроплитой с вытяжкой, жарочным шкафом, кипятильным баком, столами, весами, электромясорубкой. В кухне 2 корпуса имеется пароконвектомат.
Все оборудование в рабочем состоянии, соответствует санитарно-гигиеническим и техническим требованиям. Достаточно инвентаря и посуды для приготовления пищи. Для хранения продуктов есть 2 помещения. Одно - для овощей, второе - для хранения гастрономических продуктов.
Пищеблок, овощехранилище и кладовое помещение соответствуют требованиям СЭС.
Организация питания
Музыкальный зал
3 музыкальных зала оборудованы в соответствии с требованиями педагогики и психологии: есть фортепиано, детские музыкальные инструменты, музыкальный центр, магнитофон. Для организации педпроцесса есть весь необходимый материал, соответствующий принципам дидактики и санитарно-гигиеническим нормам.
В музыкальном зале проводятся групповые и индивидуальные занятия, развлечения, праздники и театрализованные представления. Зал эстетически оформлен.
Спортивный зал
3 спортивных зала достаточно оснащены спортивным оборудованием как стандартным, так и нестандартным. Все физкультурное оборудование соответствует педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям. Физкультурного инвентаря достаточное количество: это и пособия для физических упражнений, для развития основных движений, для профилактики нарушений осанки и плоскостопия, спортивных игр и упражнений. В зале проводятся групповые и индивидуальные занятия, воздушные ванны, гимнастика, занятия подвижными играми, физкультурные досуги, развлечения и спортивные праздники, занятия игровым стретчингом, занятия на фитболах.
Кабинет старшего воспитателя
Кабинет старшего воспитателя оборудован стеллажами, шкафами для хранения пособий и дидактического материала, столами для работы педагогов. Кабинет старшего воспитателя является центром всей методической работы детского сада. Ему принадлежит ведущая роль в оказании действенной помощи воспитателям в организации педагогического процесса, в работе с родителями, в повышении педагогического мастерства и организации самообразования. Задача старшего воспитателя – сделать накопленный опыт «живым», доступным научить педагогов творчески переносить его в работу с детьми.
В кабинете старшего воспитателя имеется наглядный и дидактический материал, используемый на занятиях.
Детский сад оснащен теле- и видеоаппаратурой, сканером, копировальной техникой. Учреждение подключено к сети Интернет, имеется видео и медиатека.
В детском саду 17 групповых помещений
В них созданы условия для разнообразных видов активной деятельности детей: игровой, познавательной, трудовой, творческой, исследовательской. Развивающая среда организованна с учетом потребностей и интересов детей. Предусматривается разумное чередование видов деятельности детей, сочетание занятий и активной деятельности.
Мебель подобрана по росту детей и промаркирована. Естественное и искусственное освещение соответствует норме.
Коллектив детского сада вкладывает много сил и творческой энергии в том, чтобы сделать его уютным, красивым - настоящим вторым домом для малышей.
Кабинет учителя-логопеда
Занимает отдельное помещение, имеет необходимое оборудование и методические пособия для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий по исправлению дефектов речи у детей. В кабине учителя-логопеда находится ноутбук – 1 шт.
Кабинет педагога – психолога
Предназначен для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми, педагогами и родителями. Используется как комната психологической разгрузки для детей и персонала. Имеет необходимое оснащение, мягкую мебель, световую и аудио- аппаратуру (магнитофон) – 1 шт., ноутбук – 1 шт, ЖК телевизор – 1 шт., пособия для сенсорного, умственного и эмоционального развития.
Кабинет развивающих игр
Развивающая предметно - пространственная среда кабинета наполнена играми, пособиями по математическому развитию и развитию логического мышления детей дошкольного возраста. В работе используется интерактивная доска – 1 шт., ноутбук – 1 шт., проектор- 1 шт.
Территория детского сада
Территория участка ограждена металлическим забором высотой 1,2 м. Имеется игровые площадки для каждой возрастной группы, на каждой площадке установлено стационарное игровое оборудование - малые формы соответствующие возрасту детей. Игровое оборудование и постройки безопасные, с приспособлениями, дающими возможность ребёнку двигаться, играть. На территории детского сада имеется площадка с разметкой по правилам дорожного движения, на которой проводятся занятия, практикумы и развлечения по правилам дорожного движения.
В детском саду оборудована физкультурная площадка для проведения физкультурных занятий, гимнастики в теплый период года, праздников и развлечений, а также для самостоятельной двигательной деятельности детей.
На территории детского сада находятся также: цветники, ботанический сад, хозяйственный двор, видеонаблюдение.
Безопасность детского сада
Обеспечивается безопасность жизнедеятельности воспитанников и сотрудников. Соблюдаются правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. Работники своевременно проходят инструктаж по охране жизни и здоровья воспитанников, по обеспечению пожарной безопасности. Составлен план эвакуации детей и схема оповещения работников на случай чрезвычайных происшествий. Два раза в год проводятся практические занятия с персоналом и воспитанниками по эвакуации из здания в случае пожара. Установлена автоматическая пожарная сигнализация, тревожная кнопка, переносные брелки. Безопасность дошкольного учреждения обеспечена контролем сотрудников ЧОП в дневное время, дежурством сторожей в ночное время, видеонаблюдением, домофоном, умной калиткой с видеодомофоном. В детском саду установлена охранная сигнализация, которая активна в период отсутствия воспитанников и сотрудников детского сада.
Таким образом, в нашем детском саду постоянно создаются и поддерживаются условия для всестороннего развития личности ребенка. Содержание развивающей предметно-пространственной среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение равных стартовых возможностей воспитанников, на развитие индивидуальных возможностей детей.
В детском саду реализуются мероприятия по обеспечению доступности детского сада для лиц с ограниченными физическими возможностями:
Паспорт доступности для инвалидов объекта (детский сад № 5) и предоставляемых на нем образовательных услуг
Специальных технических средств обучения коллективного индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в детском саду нет.
Охрана здоровья детей
В дошкольном образовательном учреждении должны строго соблюдаться правила и меры безопасности. Здоровье детей в ДОУ не должно подвергаться опасности, за этим должны следить воспитатели, заведующий. Существуют определенные правила охраны жизни и здоровья детей. Так, должны систематически проводиться технические осмотры помещения, соблюдаться правила пожарной безопасности. В комнатах с детьми не должно быть кипятка, лекарств, спичек. Все продукты, употребляемые детьми в пищу, должны быть приготовлены с соблюдением санитарных правил. Все опасные предметы должны быть вне зоны досягаемости для детей.
Для проведения занятий выдаются ножницы с затупленными концами, только под руководством и надзором воспитателя. Так же в целях охраны здоровья детей в ДОУ необходимо привести в порядок и участок, на котором дети гуляют. Все ямы должны быть засыпаны, ежедневно проверяться отсутствие предметов, которые могут нанести вред здоровью ребенка. Все игровые снаряды, должны быть в исправности. Во время зимы все здания и постройки должны быть очищены от снега, не допустимы сосульки, все дорожки должны быть обработаны песком.
Охрана здоровья в ДОУ – задача очень важная и ответственная. О наличии заболеваний необходимо сразу сообщать медицинскому работнику. Помещения, в которых находятся дети, должны ежедневно убираться и проветриваться. Воспитатели должны не только обучать детей и развивать их умственные способности, но и следить за тем, чтобы здоровье детей в ДОУ не пострадало, а наоборот окрепло и улучшилось.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом.
Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих. Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни. Основные компоненты здорового образа жизни. Рациональный режим. Правильное питание. Рациональная двигательная активность. Закаливание организма.
Сохранение стабильного психоэмоционального состояния. Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.
При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит здоровье и правильное развитие.
При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:
- Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании).
- Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
- Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах.
- Формирование культурно-гигиенических навыков.
- Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
- Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Рациональный режим должен быть стабильным и вместе с тем динамичным для постоянного обеспечения адаптации к изменяющимся условиям внешней социальной и биологической среды. Чем более этот режим будет исходить из особенностей «биоритмического портрета» ребенка, тем в лучших условиях окажутся его физиологические системы, что обязательно отразится на его здоровье и настроении. В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.
Основные принципы рационального питания:
- Обеспечение баланса
- Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах.
- Соблюдение режима питания.
Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям.
Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка.
Двигательная культура дошкольников начинается с формирования структуры естественных движений и развития двигательных способностей, создания условий для творческого освоения детьми эталонов движения в различных ситуациях, формирования двигательного воображения, способности эмоционально переживать движения.
Основными условиями формирования двигательной культуры являются:
- Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий.
- Развитие воображения при выполнении двигательных действий.
- Включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры.
- Создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.
Воспитание двигательной культуры – процесс взаимонаправленный, для его успеха необходима организация целенаправленной системы воспитания и образования в детском саду и семье. В процессе воспитания двигательной культуры ребенок приобретает знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности, овладевает способами деятельности и опытом их реализации, а также происходит развитие творческой деятельности ребенка, его познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональной сферы.
Закаливание способствует решению целого комплекса оздоровительных задач. Оно не только повышает устойчивость, но и способность к развитию компенсаторных функциональных возможностей организма, повышению его работоспособности. Для развития процесса закаливания организма необходимо повторное или длительное действие на организм того или иного метеорологического фактора: холода, тепла, атмосферного давления. Благодаря повторным действиям факторов закаливания, более прочнее развиваются условно рефлекторные связи. Если закаливание проводить систематически и планомерно, оно положительно влияет на организм ребенка: улучшается деятельность его систем и органов, увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям, и, в первую очередь, простудного характера, вырабатывается способность без вреда для здоровья переносить резкие колебания различных факторов внешней среды, в частности, метеорологических, повышается выносливость организма.
Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается. Психическое здоровье является составным элементом здоровья и рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения ребенком социальных функций. Поэтому необходимо создать условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника, обеспечивающее гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду. Условия, необходимые для сохранения здоровья дошкольников. Охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей для педагогов. В связи с этим необходимо организовать разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.
Реализация данного направления обеспечивается:
- направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование (как приоритетное направление в работе дошкольного учреждения);
- комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;
- созданием оптимальных педагогических условий пребывания детей в ДОУ;
- формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства.
Доступная среда
Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении, старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет Инклюзивное Образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).
В рамках действия ФЗ «Об образовании в РФ» необходимо обеспечить равный доступ к образованию для всех воспитанников, учитывая персональные возможности и особенные образовательные потребности каждого. Необходимо обеспечить все условия для того, чтобы детям, нуждающимся в коррекционной поддержке, предлагались эффективные, индивидуально приспособленные, поддерживающие мероприятия в существующем окружении, обеспечивающие оптимальное образовательное и личностное развитие.
Создание всеобъемлющих условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей на сегодняшний день рассматривается в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья.
Сайт государственной программы РФ «Доступная среда».
Организация образовательной деятельности для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в детском саду осуществляется в соответствии с:
Реализация мероприятий, разработанных в Паспорте доступности для инвалидов объекта (детского сада № 5) и предоставляемых на нем услуг в сфере образования позволяет сделать среду детского сада доступной для всех. Политика дошкольного учреждения обеспечивает создание условий доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения и оказание необходимой помощи данной категории граждан.
-
Лист изменений в паспорт доступности № 02.01/2/78 для инвалидов объекта муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 5 и предоставляемых на нем услуг в сфере образования
-
План мероприятий по этапному повышению уровня доступности для инвалидов объекта и предоставляемых услуг в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 5
-
Перечень мер для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуг в сфере образования в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 5
-
Паспорт доступности объекта для инвалидов и маломобильных групп населения муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 5
-
Приказ о реализации мероприятий по обеспечению доступности дошкольного учреждения для лиц с ограниченными физическими возможностями
-
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов образовательной организации и предоставляемых ею услуг, оказания им при этом необходимой помощи
-
Инструкция по обслуживанию инвалидов и других маломобильных граждан при посещении муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 5
-
Приказ о назначении ответственного лица за создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения в детский сад № 5
-
Приказ о назначении ответственных лиц (ассистента, помощника) по оказанию помощи инвалидам к месту получения услуг в детском саду № 5
-
Алгоритм взаимодействия с лицами с ограниченными возможностями здоровья
-
Положение по организации сопровождения детей-инвалидов в детский сад № 5 во время образовательного процесса
Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе:
-
специально оборудованные кабинеты - специально оборудованные учебные кабинеты отсутствуют. Имеющиеся групповые и дополнительные помещения, имеющиеся средства обучения и воспитания могут быть использованы для коллективного и индивидуального пользования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в доступном для них объеме.
-
объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – отсутствуют.
-
о библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - приспособленная библиотека для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья отсутствует.
-
об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: - физкультурный зал, оснащенный спортивным инвентарем и специальным оборудованием (гимнастическими матами, баскетбольными щитами, гимнастическими скамейками, дугами для подлезания, ковриками для профилактики плоскостопия), может быть использован для организации двигательной активности, физического развития детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, проведения физкультурных занятий, утренней гимнастики, подгрупповых и индивидуальных занятий, спортивных соревнований, праздников и развлечений; - уличная спортивная площадка, оснащенная спортивно-игровыми комплексами для развития основных движений, может использоваться детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
-
о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – не предусмотрены.
-
об обеспечении беспрепятственного доступа в здание образовательной организации – не предусмотрено.
-
о специальных условиях питания – в Учреждении организовано сбалансированное 4-х разовое питание в соответствии с примерным 10-ти дневным меню. Питание инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в соответствии с действующим Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 27.10.2020.; специальные условия питания инвалидов и лиц с ОВЗ не предусмотрены.
-
о специальных условиях охраны здоровья – не предусмотрены.
-
о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - самостоятельный доступ обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрен. Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ представлены при работе с официальным сайтом детского сада - версия для слабовидящих.
-
о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования - не имеются. Используются все условия и средства для организации образовательной деятельности по образовательной программе дошкольного образования. Имеющиеся в Учреждении технические средства обучения могут быть использованы для коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в доступном для них объеме.
-
электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - самостоятельный доступ обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрен.
-
наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат; количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - интернат и общежитие отсутствуют.
ПАНДУСЫ (КОРПУС № 2):